В ГОСТЯХ У МНЕМОЗИНЫ

1

         И вновь в центральной библиотеке зажглась Зеленая лампа!

         11 марта жителей города приглашала в гости Мнемозина – богиня памяти.

         Так что же такое память? Зачем она нужна?

         Проблема памяти волнует многих современных писателей. Наиболее полно и интересно она решается в творчестве Ч. Айтматова, Е. Евтушенко, В. Распутина, В. Солоухина, Ю. Бондарева… В своих произведениях эти писатели исследуют психологические основы духовной человеческой памяти.

         В романе «И дольше века длится день» Ч. Айтматов по этому поводу говорит: «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?»

         Физическое и насильственное истребление памяти ведет к рабству, утрате себя, своего рода. Ч. Айтматов хочет докричаться до нас: человек, разрушивший связь с народом, позабывший, кто он, откуда он родом, кто его предки, перестает быть человеком. Такой человек очень страшный. От него можно ожидать всего самого плохого. Для него не существует даже матери – самого дорогого и близкого человека, который дал жизнь.

         Не чужда тема памяти и живописцам.

         Виктор Попков – художник сугубо советский. Это значит, что его идеалом в искусстве является то, что было провозглашено общественным идеалом в годы советской власти – даром что нарушалось и предавалось. Он верил, что люди любят землю, на которой живут, готовы за нее умереть, помнят своих отцов, чтят их память, отвечают за общество – то есть за стариков и детей.

         «Северная песня» – центральное произведение «Мезенского цикла». Сюжет произведения довольно прост: старухи-вдовы поют песню для молодых людей. Внимание, с которым студенты слушают старух призвано выразить преемственность молодых и старых, а не противопоставить их. Это не разобщенность поколений, а желание молодых сохранить заветы прошлого, духовная общность, для которой не важен возраст и место жительства. И девочка-подросток, изображенная рядом с вдовами, предстает как образ нового поколения, все так же внимающего северным песням.

         Согласно поэту Гесиоду, Мнемозина знает «обо всем, что было, есть и будет». Она является матерью девяти муз, родившихся от бога неба Зевса. Музы – покровительницы талантов, искусств и наук.

         И вот, зрителям представили спектакль «Суд Аполлона над Живописью», в ходе которого доказали, что в Век Просвещения было место всем картинам: и портрету императрицы Екатериы II кисти Левицкого, и портретам смолянок (Е. Молчановой, Е. Дашковой, А. Струйской), и даже портретам простых крестьянок и прачек.

         Серебряный век – это противоречивое время духовных поисков и блужданий – породило целую плеяду выдающихся творческих личностей, таких как С. Есенин, А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, Н. Тэффи и другие.

         В это же время жила и Надежда Мандельштам. Эта удивительная женщина хранила верность поэтическому наследию своего трагически погибшего мужа Осипа. Благодаря ей сохранилось многое из его творчества. Годами она заучивала стихи мужа наизусть, переписывала от руки, прятала в тайники и передавала надежным друзьям, надеясь, что хотя бы малая часть наследия Мандельштама уцелеет.

         Так как встреча проходила сразу после международного праздника 8 марта, то конечно главной героиней всех мини-зарисовок была женщина. И даже отрывок из повести М. Булгакова «Собачье сердце», исполненный чисто мужским составом, говорил о том, что женщина – основа мирозданья, без нее нет продолжения жизни.

         Бессменным организатором и сценаристом вечера выступала Галина Васильевна Романова.

Юлия САМОДУРОВА